СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
Я ахал, акал.
Пел мезонин. Есенин о земле
плакал, ахая.
Для палиндромиста фамилия «чёрного человека» как разбитое надвое зеркало. Сегодня он напомнил Дмитрия Авалиани и не потому ли, что оба они ушли в декабре?
Авалиани
не сено, мадам,
он Есенин, аи, лава.
Я и раньше писал об обоих, но без евангелического восклицания:
Се Есенин!
А Нине се
Е. С.
Прочитав ещё в юности «Роман без вранья», я узнал, что он был проездом в моём Дербенте вместе с Анатолием Мариенгофом. Сергей Есенин очаровал меня и заманил на Рязанщину не только за дипломом словесника. В любом случае он наилучший посол загадочной Руси во всём остальном мире.
Цел у Есенина пан
как наган,
как на пани не сеулец.
Только надземные поэты настолько глубоки, что никакими беседами о них не вытрясти душу до дна.
Я, Есенин,
гол и хил,
огни не сея.
Мгновенно он отклонил мою самокритику и подсказал иначе:
Я сага,
я, Есенин, гордо бодр,
огни не сея, а гася.
Мне приходилось встречаться с иранцами, которых он буквально влюбил в нашу родину своими персидскими мотивами. Вместе с тем именно Есенин впервые осветил восточные закоулки русской души. Теперь читателю ясно, почему я не исключил из настоящей статьи некоторые иллюстрации, однако, продолжаю.
У казака русел мезонин…
Есенин – о земле
сура казаку.
На сей раз при чтении с конца видно, как фамилия зеркально раздваивается при любом знаке препинания, хотя я предпочёл многоточие.
Ире пой,
Есенин,
и Нине сей о пери.
Напоследок привожу рифмопалиндром, где «сей» - уже глагол в форме повелительного наклонения:
Ас,
Нине сей опий, ой,
и пой,
Есенин С. А.
На фоне изумительной трели, которую источает фамилия, нет сомненья, что ас не только по смыслу роднится с инициалами, но и по звучанию.
СЛОВО О СЛОВАХ
Я подарил трём тёзкам свои сборники с рифмопалиндромными автографами:
Ира,
пиши,
твори,
сиро
в тиши
пари.
Вторая надпись чуть удлинилась и утратила привлекательность, то есть даже умеренное многословие редко улучшает наши творения, а портит часто:
Ира,
пиши,
твори
стихи
и хит,
сиро
в тиши
пари.
Зато третья и окончательная вариация оказалась самой лирической:
Ира,
пиши,
твори
сонно.
В речах аллаха червонно,
сиро
в тиши
пари.
ОДНОРИФМИЦА, ОДНАКО
Из семи букв сложилось равнорифменное восьмистишье, в котором окончания всех строк как никогда идентичны:
В Неве сей
вне весей
лев, ей-ей,
левей ей.
Веселей
вес елей,
век селей,
векселей.
ЗЕРКАЛЬНО-КОВЕРКАЛЬНЫЕ СТРОКИ
Удивительны перевертни с двойным смыслом, а удачны в исключительных случаях:
У реп в Корее веер тих перу.
Читаем с конца и слышим нечто новое:
У реп хитрее веерок в Перу.
Две строки, но один перевертень, который продолжает творить чудеса:
У реп в Корее
веер тих перу.
У реп хитрее
веерок в Перу.
Получается целый рифмопалиндром да ещё с каламбурной рифмой. Если угодно, он запишется как пятистрочье:
У реп в Корее
веер
тих перу.
У реп хитрее
веерок в Перу.
Понятно, что нынешний веер «хитрее» обычных и рифмуется даже с «в Корее». Вот аналогичный куплет, но уже трёхрифменный:
Масон
у колбы блокнот с укором латал носам.
Масон латал мороку,
стон
колбы Блоку,
но сам.
И ещё один пример:
Уда гну
как скакун саду.
Уда сну
ЗАГАДОЧНАЯ СТРОФА
Самой удивительной из моих равнорифмиц является следующая:
Павлу Нагорских
Опер мил, а я
ржав опятам,
о Перми лая,
ржа, вопя там.
Во-первых, крайние буквы этих строк при параллельном чтении образуют понятную фразу «О, ярмо ярм», которая сразу же устремляется вспять и обрывается: «Мря, о, мря, о …». Последняя буква, угождая загадочной сути, выглядит как цифра.
Во-вторых, достаточно одного сдвига, чтобы вывернуть смысл наизнанку:
Опер, милая,
ржав опятам,
о Перми лая,
ржа, вопя там.
В-третьих, все строки легко и не раз перемещаются, не посягая на форму, но влияя на содержание, например:
О Перми лая,
ржа, вопя там,
опер мил, а я
ржав опятам.
РАВНОРИФМИЦЫ КАК МНОГОБУКВИЕ
Равнорифмицы, которые зиждутся на нескольких буквах, являются редкими. Вот образец, где задействованных букв меньше, чем строк:
Соска та
со ската,
со скота,
с ос кота.
О, скати
ос Кати,
с вас тики
ПУНКТУАЦИЯ И КАВЫЧКИ
Одна из моих равнорифмиц слишком чувствительна к пунктуационному воздействию:
Д. Оля?
До «ля»
доля,
дол «я».
В данном случае Оля до конца жизненной гаммы является чьей-то судьбой, будучи неординарной личностью. Если мы заменим вопросительный знак запятой и уберём вторые кавычки, то уже я, обращаясь к женщине, называю себя долей и долом. Возможна даже такая вариация, когда всё предложение – это одно подлежащее и пять сказуемых:
Д. Оля –
«до», «ля»,
доля,
дол, я.
В этой строфе крайние буквы при параллельном чтении образуют палиндроминку:
«Дядя» – дядя? «Яд» – яд? «Яд» – яд!
Как видите, зеркальная строка тоже нюансирует, но мне близка вариация с фамильным инициалом:
Дядя, дядя… Я Д… Я Д… Яд, яд…
Многоточие, или троеточие, - это Троица русской пунктуации, где уйма смысла или просто уйма, лишённая слов.
СТРОКИ-БЛИЗНЕЦЫ
В русской равнорифмии способны созвучиваться три и даже четыре строки:
Уста ли
устали?
У ста ли
у стали?
Этот куплет мог бы стать пятистрочным, если я слегка посягнул бы на качество:
Ус тал и
уста ли
устали?
У ста ли
у стали?
Чаще удаются омонимные трёхстрочья, но не дважды в одном стихотворении как в данном случае:
Барсуку мы
бар, сук, умы,
барсу кумы.
Бурим ели,
бури, мели
барду мы.
Бар думы –
буриме ли?
Всё-таки равнорифмица как стиховид слабо изучена в прошлом, а сегодня почти забыта, так что даже обычная и тем более экзотическая равнорифмия лишь предвкушают пристальное внимание своих исследователей.
АВАЛИАНИАДА
Величие Дмитрия Авалиани в том, что он первым вознёс хлебниковскую планку на новый уровень. Жаль, что моё знакомство с ним ограничилось двумя телефонными беседами, но всё-таки я успел оценить вслух один из его шедевров:
Муза, ранясь шилом опыта,
ты помолишься на разум.
Теперь в скорбных думах о нём возникают во мне некие перифразы, безусловно, бледные и разве что искренние:
Дмитрию Авалиани
Муза, ранься ломом иногения,
ахая как я, ахая
и не гонимо молясь на разум.
Если внести в первоисточник авторские инициалы, кстати, дважды словообразующие, то получается почти эпитафия:
Муза, ранясь шилом опыта
Д. А.,
ты, помолишься на разум.
Вспоминается другой Авалиани: «Ад я лишил яда», что звучит как подсказка:
Муза, ранясь шилом опыта
Д. А. или ада,
ты, помолишься на разум.
Увы, слышится Илиада, а чудится Авалианиада.
Палиндромные хокку по теме
1
Ах, у Димы дым,
а мы
дым и духа.
2
Я слит, сер, келеен,
а Д. А.
не еле крестился.
3
Ундина ила
вам, асам,
а сам Авалиани дну.
4
Авалиани
не сено, мадам,
он Есенин, аи, лава.
5
Авалиани
Акутагаве – дух у дев,
АЛА РУСЬ С УРАЛА
Я на перепутьях творческой жизни растерял без сожаления и раздарил с удовольствием сотни зеркальных строк. Мог бы предать забвенью и следующие рифмопалиндромы, но они рвутся в печать, поскольку в палиндромии нет о Руси более удачных:
1
На Руси бог и атом,
на Руси фойе, фатум,
смута фей, офис, уран,
мота иго, бис у ран.
2
В оси
Руси
Неман – звон,
но и он
нов
знамени сур и сов.
3
Павлу Нагорских
Як
акал,
а я какал,
а Русь с Урала
как я ала,
как я.
Уже в постскриптуме замечу, что каламбурное начало в третьем примере может выглядеть двояко:
Я какал,
а як
акал.
В палиндромии такое случается очень редко.
ПОЗВОЛЬТЕ И МНЕ О ХЛЕБНИКОВЕ
Палиндромисты – это блюстители азбучного кодекса, но многие из них попирают святую святых. Если одни пренебрегают мягким и твёрдым знаками, то другие промышляют избирательным спариванием различных букв. Есть и такие, для кого вся азбука состоит из двойняшек и тройняшек. Иначе как объяснить поведение призеркальной девицы, которая «ю» уподобила «ё», дабы спасти чуть ли не шедевр. На прощание рассерженная всезнайка со ссылкой на Хлебникова прочитала мне нотацию о некой вольной палиндромии, не сказав при этом ничего вразумительного. Тем не менее я признателен ей, потому что она спровоцировала меня на поучительное для палиндромистов четверостишье:
ЮБКА
С пренебрежением к тряпью
давай, дитя моё,
мы в слове «юбка» букву «ю»
заменим буквой «ё».
Иначе говоря, у нас нет схожих букв, ибо каждая по-своему творит чудеса, а вольнописец Хлебников как палиндромист пораженчески устарел. Однако я очень люблю его, но иного, без которого не вдохновился бы на стиховедческую лирику и не сложил бы прицитатные миниатюры о нём.
ВЕЛИМИРУ ХЛЕБНИКОВУ
Ты строчка «Свобода приходит нагая»,
в которой так просто и так неспроста
звучат триедино, мой слух обжигая,
свобода, пришествие и нагота.
ПАМЯТИ В. ХЛЕБНИКОВА
Пером жар-птицы и тушью зари
татуирован любой изнутри,
кто слышал стих, подобный занозе:
«Русь, ты вся поцелуй на морозе».
РЕДКОЕ АКРОТЕЛЕСТИШЬЕ
Я окрестил и записал очередной палиндром следующим образом:
Дважды акротелестишье
Павлу Нагорских
О лосе
королева певала шаманам, а шалаве Павел
о роке соло.
В этих строчках крайние буквы при вертикальном чтении связываются в слова, которые в свою очередь образуют, нет, не обычное, а зеркальное предложение «Око ело Оле око». Если мы пожонглируем этими словами или прочтём упомянутые буквы в любой логической последовательности, то получим в итоге двенадцать точных и условных палиндроминок.
ЗАБАВНЫЙ СЛУЧАЙ
Однажды я предложил знакомым филологам записать и оценить два моих четверостишья со сбитым ритмом. Продиктовав, я умолчал о том, что одно из них является зеркальным:
Ф. Искандеру
Узор как узор Гулиа тебе на небе тлел
и милел,
тебе на небе таил угрозу
как розу.
Оценки оказались различными, но никто из рецензентов не догадался, что абхазская заря изображена палиндромистом.
ТОТАЛЬНЫЙ КАЛАМБУР
Тоталька - это строфа, все строки которой являются побуквенными близнецами:
Уста ли
устали?
У ста ли
у стали?
ПОСЛОВИЦА О ПОБУКВИЦЕ
Побуквица - это палиндромное изречение:
Болванит, сияя,
истина раз, а ранит,
сияя, истина в лоб.
ДВОЕВЛАСТИЕ ДВОЕБУКВИЯ
Двоебуквие - это палиндромное стихотворение, сконструированное из двух букв:
Ужу,
уж жужжу
ужу.
А вот пример комбинированного двоебуквия - палиндромного акротелестишья:
Ал, ЛалА,
ЛаЛ.
Лал аЛ,
АллА.
КОМБИНИРОВАННОЕ ТЕЛЕСТИШЬЕ
В нижеследующем палиндромном телестишье не только конечные буквы каждой строки образуют фразу "Я ас", но и начальные, однако, читаясь уже снизу вверх:
Себе не нечто Я,
а гений, ой, и негА,
я отче не небеС.
Подобные телестишья называются комбинированными и даже в формалистической поэзии встречаются редко.
АРИЙСКИЕ ХОККУ
ЧТО ТАКОЕ ДИАФОРМИЦА?
Диаформица (термин изобретён мной) – это палиндром, являющийся одновременно каламбуром или равнорифмицей:
Им я
иранец
со сценариями.
Имя
и ранец