СКРЫТАЯ ПАЛИНДРОМНАЯ РАВНОРИФМИЦА

 

Обратите внимание на буквенный состав якающей палиндроминки:

Тит «я» в себе святит. Я всебес, в «я» Тит.

Это "скрытая равнорифмица" (или "скрытая пантограмма", если угодно):

Тит «я» в себе святит.

Я всебес, в «я» Тит.

Перед нами две палиндроминочки, для которых ударный слог в слове «святит» является узловым. По желанию читателя он сразу уподобится зеркальному имени и повторится, хотя графической и речевой надобности в этом нет. Здесь важно услышать эхо предыдущего слова и достаточно вообразить концовку одной строки в начале другой.

Тит «я» в себе

святит.

Я всебес,

в «я» Тит.

Пожалуй, так выразительнее, ибо рифмы оскаливаются, ритм становится чётче, смысл податливее. Остаётся только добавить, что моё четверостишье посвящено единственному в своём роде альманаху «Тит», издававшемуся в Перми.
 
ЧТО ТАКОЕ ДИАРИФМИЦА?

Диарифмица (термин изобретён мной) – это стихотворение, где рифмующимся глаголам предшествует их возвратная форма, образуя тем самым внутреннюю рифмовку:

Случилось однажды, о милая мать,

тебе повстречаться, ему повстречать.

Хотелось тогда без конца и предела

ему миловаться, тебе миловать.

Но вместо любови война повелела

тебе убиваться, ему убивать.

Теперь по ночам суждено то и дело

ему вспоминаться, а нам вспоминать.

 

 
РАВНОРИФМИЦА КАК ФРАЗА

Обратите внимание на равнорифменное стихотворение, которое является цельным предложением:

Над урной

лифтёр

на дурной

лиф тёр,

зад, ароматы

задаром, а ты

зад и рис той

задиристой.

Есть ли в вашей коллекции подобные восьмистрочья или многострочья?

 

 
САМЫЙ БОЛЬШОЙ РИФМОПАЛИНДРОМ?

Как видите, я не утверждаю, а лишь предполагаю, что моё четырнадцатистрочье превосходит в объёме аналогичные произведения:

Мала каска

Магаса

мадагаскаркам,

мала кашка

лам

акрам, аркам,

а лак

шакалам.

Мак,

рак,

сага дам,

аса

гам

аксакалам.

Я продолжаю поиски цельных текстов в русской рифмопалиндромии, но пока не обнаружил даже тринадцатистишье. Второе достоинство этого произведения в том, что оно является акающим, то есть в нём задействована только одна гласная буква.

 

 
 
МИНИМУМ, ЗАРИФМОВАННЫЙ МАКСИМАЛЬНО

Перед вами эгорифмица (термин изобретён мной) – палиндромное стихотворение, состоящее только из рифм:

Ком

котом

пел,

скорбел

хлеб,

рок

слеп,

моток

мок.

Коллега, который создаст аналогичное девятистрочье, получит от меня памятный подарок.

 

 
 
СЕМИСЛОЖНОЕ ДВУБУКВИЕ? ЭТО РЕКОРД!

Выставляю на обозрение двухбуквенный палиндром:

Ужу,

уж жужжу

ужу.

Комментарии излишни, потому что перед вами безупречное предложение, в котором омонимы легко отличаются друг от друга. 

 

 
ПОЗВОЛЬТЕ ЗААКАТЬ

Позвольте заакать в 12-ти словах 30 раз:

Мала каска мадагаскаркам

как Карабаса Барабаса барак,

как мак, рак,

сага дам аксакалам.

Поверьте, что аканье получилось бы более долгим, если «абракадабра» не вредила бы стилю. Вот почему я отказался от её услуг и привожу в качестве второго примера следующую скороговорку:

Рвала, рвала

кабала, бакалавр,

рвала кабала

бакалавра лавр.

Здесь меньше слов и реже желанная буква, однако, их соотношение учтено и является одинаковым в обоих куплетах. Теперь привожу третий куплет, который достоин вниманья не только потому, что он монорифменный. Здесь ассонанс звучит уже в равном дуэте с аллитерацией:

Каркал как

Кама кабак,

а мак

как лак,

рак.

В этой связи рад подчеркнуть, что Ара – забава базара сохраняет тематическое лидерство, являясь образцом словобуквенной арифметики. Блажен тот, кто заакает дольше, сказав вровень, или заакает вровень, сказав короче. 

 
 
ЛЮБОВНАЯ РАВНОРИФМИЦА ИЛИ СОНЕТ?

Традиционный сонет – это всегда пятистопный ямб, но не палиндромный сонет и не равнорифменный. Конечно, они должны состоять из четырнадцати строк и являться любовными стихотворениями, как следующая равнорифмица:

 

Заря за ночкою,

Но я,

Ноя,

За рязаночкою.

Не мы

Немы

За калиночкою,

За калиточкою,

Но ты

Ноты

У тех

Утех

Закали ночкою,

Закали точкою.

 

Я нарочно предварил этот образец некой формулировкой, которую легко оспорить и свести на нет, но пусть её упразднит тот, кто напишет равнорифменный сонет пятистопным ямбом. 

 
НЕУЖТО ПЕРВЫЙ?

Я показывал свой каламбурный сонет знакомым кавказцам и москвичам, которые заявили всерьёз и в шутку, что он единственный в своём роде.

 

КАЛАМБУРНЫЙ СОНЕТ

Лесные нимфы, я давно за бором,

Как будто за таинственным забором,

Где юный май не теребит повесу,

Кто чужд ему по возрасту, по весу.

В объятьях послезимья, а не мая

Молчит душа не певчая, немая

И пьёт со мной за небыли, за были,

Которые вы тоже не забыли.

Меня для вас юнцы не раз сменяли,

Беря пример случайно не с меня ли,

Кто отлюбил и вот скорбит у бора

Лишенцем без весеннего убора.

Я пьян мертвецки, думы не трезвее,

Где снова вы, которых нет резвее.

 

Буду признателен знатокам, если они опровергнут предыдущее мнение и пришлют ещё один каламбурный сонет.

 

 

 
Создать бесплатный сайт с uCoz