СКРЫТАЯ ПАЛИНДРОМНАЯ РАВНОРИФМИЦА
Обратите внимание на буквенный состав якающей палиндроминки: Тит «я» в себе святит. Я всебес, в «я» Тит. Это "скрытая равнорифмица" (или "скрытая пантограмма", если угодно): Тит «я» в себе святит. Я всебес, в «я» Тит. Перед нами две палиндроминочки, для которых ударный слог в слове «святит» является узловым. По желанию читателя он сразу уподобится зеркальному имени и повторится, хотя графической и речевой надобности в этом нет. Здесь важно услышать эхо предыдущего слова и достаточно вообразить концовку одной строки в начале другой. Тит «я» в себе святит. Я всебес, в «я» Тит. Пожалуй, так выразительнее, ибо рифмы оскаливаются, ритм становится чётче, смысл податливее. Остаётся только добавить, что моё четверостишье посвящено единственному в своём роде альманаху «Тит», издававшемуся в Перми.
ЧТО ТАКОЕ ДИАРИФМИЦА?Диарифмица (термин изобретён мной) – это стихотворение, где рифмующимся глаголам предшествует их возвратная форма, образуя тем самым внутреннюю рифмовку: Случилось однажды, о милая мать, тебе повстречаться, ему повстречать. Хотелось тогда без конца и предела ему миловаться, тебе миловать. Но вместо любови война повелела тебе убиваться, ему убивать. Теперь по ночам суждено то и дело ему вспоминаться, а нам вспоминать.
РАВНОРИФМИЦА КАК ФРАЗАОбратите внимание на равнорифменное стихотворение, которое является цельным предложением: Над урной лифтёр на дурной лиф тёр, зад, ароматы задаром, а ты зад и рис той задиристой. Есть ли в вашей коллекции подобные восьмистрочья или многострочья?
САМЫЙ БОЛЬШОЙ РИФМОПАЛИНДРОМ?Как видите, я не утверждаю, а лишь предполагаю, что моё четырнадцатистрочье превосходит в объёме аналогичные произведения: Мала каска Магаса мадагаскаркам, мала кашка лам акрам, аркам, а лак шакалам. Мак, рак, сага дам, аса гам аксакалам. Я продолжаю поиски цельных текстов в русской рифмопалиндромии, но пока не обнаружил даже тринадцатистишье. Второе достоинство этого произведения в том, что оно является акающим, то есть в нём задействована только одна гласная буква.
МИНИМУМ, ЗАРИФМОВАННЫЙ МАКСИМАЛЬНОПеред вами эгорифмица (термин изобретён мной) – палиндромное стихотворение, состоящее только из рифм: Ком котом пел, скорбел хлеб, рок слеп, моток мок. Коллега, который создаст аналогичное девятистрочье, получит от меня памятный подарок.
СЕМИСЛОЖНОЕ ДВУБУКВИЕ? ЭТО РЕКОРД!Выставляю на обозрение двухбуквенный палиндром: Ужу, уж жужжу ужу. Комментарии излишни, потому что перед вами безупречное предложение, в котором омонимы легко отличаются друг от друга.
ПОЗВОЛЬТЕ ЗААКАТЬПозвольте заакать в 12-ти словах 30 раз: Мала каска мадагаскаркам как Карабаса Барабаса барак, как мак, рак, сага дам аксакалам. Поверьте, что аканье получилось бы более долгим, если «абракадабра» не вредила бы стилю. Вот почему я отказался от её услуг и привожу в качестве второго примера следующую скороговорку: Рвала, рвала кабала, бакалавр, рвала кабала бакалавра лавр. Здесь меньше слов и реже желанная буква, однако, их соотношение учтено и является одинаковым в обоих куплетах. Теперь привожу третий куплет, который достоин вниманья не только потому, что он монорифменный. Здесь ассонанс звучит уже в равном дуэте с аллитерацией: Каркал как Кама кабак, а мак как лак, рак. В этой связи рад подчеркнуть, что Ара – забава базара сохраняет тематическое лидерство, являясь образцом словобуквенной арифметики. Блажен тот, кто заакает дольше, сказав вровень, или заакает вровень, сказав короче. ЛЮБОВНАЯ РАВНОРИФМИЦА ИЛИ СОНЕТ?Традиционный сонет – это всегда пятистопный ямб, но не палиндромный сонет и не равнорифменный. Конечно, они должны состоять из четырнадцати строк и являться любовными стихотворениями, как следующая равнорифмица:
Заря за ночкою, Но я, Ноя, За рязаночкою. Не мы Немы За калиночкою, За калиточкою, Но ты Ноты У тех Утех Закали ночкою, Закали точкою.
Я нарочно предварил этот образец некой формулировкой, которую легко оспорить и свести на нет, но пусть её упразднит тот, кто напишет равнорифменный сонет пятистопным ямбом. НЕУЖТО ПЕРВЫЙ?Я показывал свой каламбурный сонет знакомым кавказцам и москвичам, которые заявили всерьёз и в шутку, что он единственный в своём роде.
КАЛАМБУРНЫЙ СОНЕТ Лесные нимфы, я давно за бором, Как будто за таинственным забором, Где юный май не теребит повесу, Кто чужд ему по возрасту, по весу. В объятьях послезимья, а не мая Молчит душа не певчая, немая И пьёт со мной за небыли, за были, Которые вы тоже не забыли. Меня для вас юнцы не раз сменяли, Беря пример случайно не с меня ли, Кто отлюбил и вот скорбит у бора Лишенцем без весеннего убора. Я пьян мертвецки, думы не трезвее, Где снова вы, которых нет резвее.
Буду признателен знатокам, если они опровергнут предыдущее мнение и пришлют ещё один каламбурный сонет.
|