СКРЫТАЯ ПАЛИНДРОМНАЯ РАВНОРИФМИЦА
Обратите внимание на буквенный состав якающей палиндроминки:
Тит «я» в себе святит. Я всебес, в «я» Тит.
Это "скрытая равнорифмица" (или "скрытая пантограмма", если угодно):
Тит «я» в себе святит.
Я всебес, в «я» Тит.
Перед нами две палиндроминочки, для которых ударный слог в слове «святит» является узловым. По желанию читателя он сразу уподобится зеркальному имени и повторится, хотя графической и речевой надобности в этом нет. Здесь важно услышать эхо предыдущего слова и достаточно вообразить концовку одной строки в начале другой.
Тит «я» в себе
святит.
Я всебес,
в «я» Тит.
ЧТО ТАКОЕ ДИАРИФМИЦА?
Диарифмица (термин изобретён мной) – это стихотворение, где рифмующимся глаголам предшествует их возвратная форма, образуя тем самым внутреннюю рифмовку:
Случилось однажды, о милая мать,
тебе повстречаться, ему повстречать.
Хотелось тогда без конца и предела
ему миловаться, тебе миловать.
Но вместо любови война повелела
тебе убиваться, ему убивать.
Теперь по ночам суждено то и дело
ему вспоминаться, а нам вспоминать.
РАВНОРИФМИЦА КАК ФРАЗА
Обратите внимание на равнорифменное стихотворение, которое является цельным предложением:
Над урной
лифтёр
на дурной
лиф тёр,
зад, ароматы
задаром, а ты
зад и рис той
задиристой.
Есть ли в вашей коллекции подобные восьмистрочья или многострочья?
САМЫЙ БОЛЬШОЙ РИФМОПАЛИНДРОМ?
Как видите, я не утверждаю, а лишь предполагаю, что моё четырнадцатистрочье превосходит в объёме аналогичные произведения:
Мала каска
Магаса
мадагаскаркам,
мала кашка
лам
акрам, аркам,
а лак
шакалам.
Мак,
рак,
сага дам,
аса
гам
аксакалам.
Я продолжаю поиски цельных текстов в русской рифмопалиндромии, но пока не обнаружил даже тринадцатистишье. Второе достоинство этого произведения в том, что оно является акающим, то есть в нём задействована только одна гласная буква.
МИНИМУМ, ЗАРИФМОВАННЫЙ МАКСИМАЛЬНО
Перед вами эгорифмица (термин изобретён мной) – палиндромное стихотворение, состоящее только из рифм:
Ком
котом
пел,
скорбел
хлеб,
рок
слеп,
моток
мок.
Коллега, который создаст аналогичное девятистрочье, получит от меня памятный подарок.
СЕМИСЛОЖНОЕ ДВУБУКВИЕ? ЭТО РЕКОРД!
Выставляю на обозрение двухбуквенный палиндром:
Ужу,
уж жужжу
ужу.
Комментарии излишни, потому что перед вами безупречное предложение, в котором омонимы легко отличаются друг от друга.
ПОЗВОЛЬТЕ ЗААКАТЬ
Позвольте заакать в 12-ти словах 30 раз:
Мала каска мадагаскаркам
как Карабаса Барабаса барак,
как мак, рак,
сага дам аксакалам.
Поверьте, что аканье получилось бы более долгим, если «абракадабра» не вредила бы стилю. Вот почему я отказался от её услуг и привожу в качестве второго примера следующую скороговорку:
Рвала, рвала
кабала, бакалавр,
рвала кабала
бакалавра лавр.
Здесь меньше слов и реже желанная буква, однако, их соотношение учтено и является одинаковым в обоих куплетах. Теперь привожу третий куплет, который достоин вниманья не только потому, что он монорифменный. Здесь ассонанс звучит уже в равном дуэте с аллитерацией:
Каркал как
Кама кабак,
а мак
как лак,
рак.
В этой связи рад подчеркнуть, что Ара – забава базара сохраняет тематическое лидерство, являясь образцом словобуквенной арифметики. Блажен тот, кто заакает дольше, сказав вровень, или заакает вровень, сказав короче.
ЛЮБОВНАЯ РАВНОРИФМИЦА ИЛИ СОНЕТ?
Традиционный сонет – это всегда пятистопный ямб, но не палиндромный сонет и не равнорифменный. Конечно, они должны состоять из четырнадцати строк и являться любовными стихотворениями, как следующая равнорифмица:
Заря за ночкою,
Но я,
Ноя,
За рязаночкою.
Не мы
Немы
За калиночкою,
За калиточкою,
Но ты
Ноты
У тех
Утех
Закали ночкою,
Закали точкою.
Я нарочно предварил этот образец некой формулировкой, которую легко оспорить и свести на нет, но пусть её упразднит тот, кто напишет равнорифменный сонет пятистопным ямбом.
НЕУЖТО ПЕРВЫЙ?
Я показывал свой каламбурный сонет знакомым кавказцам и москвичам, которые заявили всерьёз и в шутку, что он единственный в своём роде.
КАЛАМБУРНЫЙ СОНЕТ
Лесные нимфы, я давно за бором,
Как будто за таинственным забором,
Где юный май не теребит повесу,
Кто чужд ему по возрасту, по весу.
В объятьях послезимья, а не мая
Молчит душа не певчая, немая
И пьёт со мной за небыли, за были,
Которые вы тоже не забыли.
Меня для вас юнцы не раз сменяли,
Беря пример случайно не с меня ли,
Кто отлюбил и вот скорбит у бора
Лишенцем без весеннего убора.
Я пьян мертвецки, думы не трезвее,
Где снова вы, которых нет резвее.
Буду признателен знатокам, если они опровергнут предыдущее мнение и пришлют ещё один каламбурный сонет.