Каламбурным называется стихотворение, в котором сочетающиеся строки рифмуются посредством либо омонимов, например, «напасть» как существительное и «напасть» как глагол, либо иных графических двойников, например, «удел» и «у дел». Внешне оно зачастую выглядит как классическая строфа, написанная четырёхстопным хореем, а тематически напоминает традиционную частушку. Несмотря на лексическое богатство, наш язык имеет в своём арсенале ограниченное количество омонимов и прочих сплошных созвучий. Это обстоятельство беспощадно загоняет каламбуриста в языковой тупик, где в отличие от других поэтов, пользующихся любыми рифмами, он добывает и изобретает только рифмы-близнецы. Вот почему в нашей поэзии так мало каламбуров, да и написаны они поэтом девятнадцатого века Дмитрием Минаевым и его немногочисленными последователями. Ещё в юношеские годы я с интересом невзлюбил каламбурную лилипутку и загорелся реформаторским желанием её разнообразить. Она капризно не хотела писаться ямбом, но с годами привыкла даже к дактилю, амфибрахию и анапесту. Постепенно она перестала быть пустосмешкой, потому что научилась размышлять о жизни и смеяться навзрыд. Я взрастил её до восьмистишия и вдруг возвысил до сонета, который буквально продиктовался изнутри за одну ночь. Редкими (а иногда беспрецедентными) я считаю сонетный, миниатюрный, бесконечный, сплошные, рубайные и равнорифменные каламбуры.
Равнорифмицы (термин изобретён мной) – это необычные стихотворения со строчками-близнецами. |
СЛОВЕСНЫЕ БЛИЗНЕЦЫ РУССКОЙ ПОЭТИКИ Сплошной каламбур (или ультракаламбур) - это фонетически безупречная равнорифмица. Если удачной равнорифмии в поэзии очень мало, то упомянутого вида каламбуристики ещё меньше: Поэтом уже волхв орал, поэтому же вол хворал. Тем не менее, они имеются: Уста ли устали? У ста ли у стали? Для разнообразия привожу именной и едва ли не лирический образец: До, ре, ми, фа, соль, ля, си тальянке. Доре миф, а соль ляс итальянке. Вот нечто подобное ещё: О, держава я оде ржавая, Ире чистая и речистая. Под занавес не могу в очередной раз не склонить голову перед речевой подоплёкой, на которой в России возможны даже те сплошные каламбуры, которые являются одновременно палиндромами: Им я иранец со сценариями, имя и ранец со сцен ариями.
|
© khanmagomedovy |