КОМБИНИРОВАННЫЙ РИФМОПАЛИНДРОМ
В палиндроминке «Ара – забава базара» мне нравится всё: и звучание, и смысл. Эти компоненты присущи и нижеследующему куплету:
Ура
дару,
а
ау радару.
Однажды ара, аукая, вклинился в него и явился создателем комбинированного рифмопалиндрома:
Ура дару,
а «ара –
забава базара»
ау радару.
Для него это самореклама, для меня – самоцитата, которая обогащает фонику. Причиняется ли ущерб смыслу? По-моему, нет. В любом случае ни одна из двух половинок гибридной строфы не утрачивает право на раздельное существование.
КАЛАМБУР-ПАЛИНДРОМ
Если читатели вспомнят есенинского менялу, который давал за полтумана по рублю, то комментарии к моему зеркальному каламбуру излишни:
Дарит нам утиль ли туман
тирад?
Дарит нам утиль ли туман,
тир, ад?
РИФМОПАЛИНДРОМ С РИФМОПАЛИНДРОМИНОЧКОЙ
Привожу очередной рифмопалиндром:
У туш дари хиту
сагу, а на мути мак Севана
за занавесками тумана
угас, утих и рад шуту.
Логически более обоснована другая форма записи:
У туш дари хиту сагу,
а на мути мак Севана
за занавесками тумана
угас, утих и рад шуту.
В этом случае начальные буквы данных строк сливаются в рифмопалиндроминочку:
У
азу
уз
ау.
Можно спорить о виде рифмовки, хотя ударное «у» роднит фонетически все строчечки.
АМФИРИФМА
Палиндром с внутренней рифмой является белым:
Усвой опий и пой овсу.
В строке могут рифмоваться даже три слова:
Усвой опий, ой, и пой овсу.
Что касается безупречного двустишья, то я называю его половинчатым рифмопалиндромом:
Он верба, но
она бревно.
Для сравнения привожу вариацию:
Он верба,
липа, перец, ива, но
она вице-репа,
пила, бревно.
Желательно, чтобы рифмопалиндром был четырёхстрочным или многострочным:
Усвой
опий, око псу
успокой
и пой
овсу.
Только тогда перед читателями подлинная амфирифма.
НАИЛАВА
Дмитрий Авалиани - один из светочей русской словесности, если даже бомжует в ней без официальной прописки:
Авалиани не сено,
мадам,
он Есенин, аи, лава.
Авалиани
Акутагаве – дух у дев,
агат у Каина и лава.
Авалиани – сура, пава,
рой,
око, покой,
орава,
парусина и лава.
4.11.14 Айдыну Ханмагомедову исполнилось бы 68. Мы продолжаем по палиндромным дням публиковать заметки Айдына Асадуллаевича.
КОМБИНИРОВАННОЕ АКРОСТИШЬЕ
Я часто пишу о себе с откровенной иронией:
Я и пса кум,
и мага мим
у Каспия.
Я миму «я». Я ум, имя.
ОДНА САБО ПАРА
Дмитрий Авалиани поддерживал мой призыв блюсти азбучную истину, но исключал из правила единственную чету «е – ё». Я не соглашался и не скупился на доказательства:
Востоковед
увёл к клёву
девок от сов.
Козёл с кос лип
рвал лавры,
пил сок слёзок.
«Ё» –
им ум. Им «ё» –
око, окоём,
и мумиё.
Да, Дмитрий Авалиани велик, но попирать святую святых не дозволено самому Юпитеру, не рекомендовано быку и простительно телёнку, который и во мне кичливо балуется ёканьем:
О Басё!
Свят я, всё святя,
всё сабо.
Мацуо Басё и Дмитрий Авалиани – одна сабо пара в умении свято обивать зелёные пороги как пороки.
В ИНЕЕ НИВ
Если в одну и ту же палиндроминочку удачно вклиниваются разные слова, то каждый палиндром заслуживает внимания:
В инее
нюанс сна
юнее нив.
В инее
нюанс ив и сна
юнее нив.
а в Енисее синева сна
юнее нив.
АКРОПОРКА
Палиндромный акростихотворец должен блюсти содержание и особенно форму записи, если его опыты не являются комбинированными:
О, лоси!
Карась лаве ныне вальс,
А рак и соло.
Я знаю, что на приокской земле лоси не водятся и надеюсь, что баснолюбицам по нраву рогатое обращение. Всё остальное в речном акростишье даже уместно.
Мак нам,
а та роза зазора
таманкам.
Получается «мат там», но здесь сокрыта более редкая изюминка. Если эти слова прочесть по два раза, то сложится нечто иное: «мат – мат, тамтам».
Не в Звенигород
Ту деву.
Аргентина краше
Рока, но она,
Кореш,
Арканит
Негра.
ПЕРМЬ КАК СЛОВО
Пермь как родной город альманаха «Тит» достойна всяких похвал, но как слово она почти не вхожа в палиндромию. Вот почему я зачитываюсь редким рифмопалиндромом:
Алексею Нагорских
Ахал
лама, Пермь
девкам алела, мак ведьм
репам аллаха.
Примечательно, что в этой зарисовке и в имени пермяка лишь два ассонанса, то есть «а» и «е». Вдобавок нагнетается буквосочетание «ал», звучат дважды авторские инициалы и рядом Алла, которую не знаю. Аранжируя нараспев, я иногда улавливаю, как в третьей строчке тонально течёт Кама, как Пермь преображается в перл, а у ведьм отпадает последний звук. Такое ощущение, что на слуху не девять слов, а больше, ибо они пестрят оттенками, в том числе зримыми. Если для каламбуриста начальное слово приемлемо раздваивается, то палиндромист любуется вторым глаголом как сердцевиной зеркальной строфы. Я аж предчувствовал, что некая палиндроминочка озарит текст изнутри, оказавшись в самом центре не только слов, но и букв. Для сравнения приведу одну из вариаций:
Алексею Нагорских
Ахал
лама, Пермь
девкам ау, а мак ведьм
репам аллаха.
УЧУ, ЧУ
Вот рифмопалиндром, в котором я «ухаю»:
Чурку учу путчу,
мучу
чукчу,
луч,
кучу,
чуму, чту пучу
у круч.
ВЕЛИМИР БЕЗ РИМА И ЛЬВА
Возможен ли палиндром с хлебниковским именем, если заранее исключить из него античный город и четвероного царя? Утвердительно ответить на этот вопрос мечталось с юности, но даже поздние попытки я не осмелюсь назвать удачными:
*
У шхун Велимир оримил евнухшу
*
Венгр им – ил ев, а Велимир – гнев.
Периодически желая разабсурдить «ил ев», я в сотый раз попытался увязать его с родственным фоном и вдруг выудил со дна хребет рифмопалиндрома:
Венгр им – ил ев,
он дно,
зонд, но
Велимир – гнев.
Напоследок или для разнообразия перечитываю своеобразное хокку, где назойливый город и навязчивый хищник всё-таки присутствуют, но не доминируя в тексте и не довлея над смыслом:
Велимир Ане
вена и сура Руси,
а не Вена, Рим и лев.
В такой взаимосвязи ни одна строчка мне не в тягость, а противостояние двух омонимов даже по нраву.
ЕЩЁ РАЗ ОБ АРИЙСКИХ ХОККУ
Читательницы, отозвавшись в целом положительно о моём зеркальном цикле «Арийские хокку», не обнаружили в нём ничего лирического. Хотя пейзаж – это тоже лирика, я не оспариваю ничьё мнение, однако, учитываем ли мы возможности палиндромии?
или леди делили
звон около локонов
зарева да лоз.
я и рая ария,
а реп оргия.
гамма губ,
оргия алая.
допинг она, барабан, огни,
подобие нуля, дар.
Я немного бог. Он меня, ах, арканит,
сияя и ссоря.
РАВНОРИФМИЦА ИЗ ЗЕРКАЛИНОК
парадоксам –
пар, ад,
пара, док сам.
Пар од и сток,
па, род и я –
пародисток
пародия.
«НО»-ФОН И ИНОФОН
Любуюсь лирическими рифмопалиндромами как следующим:
О леди, о теле
и окно в золе пело
звонко и еле
то и дело.
Достаточно одной вставки, чтобы развить мысль, превращая рядовые слова в рифмы:
О леди, о теле
и окно
в золе
пело, но
оно
о ноле
пело
звонко и еле
то и дело.
ПУП У АУ
Это заглавие сложено из начальных букв шести строк:
Поп
у дур,
пат
у пут,
а пруд
у поп.
Акростих является комбинированным, так как начальные буквы читаются по вертикали дважды и сливаются в единую зеркальную фразу «Пуп у ау, у ау пуп». Что же касается самого куплета, то он рифмопалиндром да ещё с каламбуром.
Поп
у дур, пат у пут,
а пруд
у поп.