ПАЛИНДРОМ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Я сочиняю палиндромы как фразы:
Я возле подвала шалав допел, зовя.
Однако, как произведения, они рождаются сами:
Я во зле
подле подвала шалав
допел, допел, зовя.
Достоинство не в словесном преимуществе, а в художественном нюансе, который чаще отсутствует в громоздких палиндромах:
Тону в Енисее,
немо негу даря радуге,
но менее синеву нот.
Это руда, а вот самородок:
Тону в Енисее,
нюхая, ах, юнее
синеву нот.
Этому палиндрому как теме много лет, по истечении которых я убедился, что дальнейшая правка уже не шлифует, а коверкает форму и тревожит смысл. Нужно ли говорить, что в процессе работы я законсервировал свою палиндроминку «А в Енисее фее синева», ибо обнаружил, кажется, в журнале «Литературная учёба» вовсе не трюизм по тогдашним меркам «А в Енисее синева».
ПАЛИНДРОМ КАК ПОЭЗИЯ
Моя палиндроминка «На море ныне роман» звучит для уха, а для души безуста, ибо нет в ней ни плеска, ни дыхания. Где, наконец, те двое, без которых роман невозможен? Робкий ответ содержится в нижеследующем хокку:
На море ныне
романса час,
на море ныне роман.
Напрашивается «романса ас», но в любом случае это ещё не элегия:
На море ныне
не романса час,
на море не ныне роман.
Двое исчезают, однако, остаётся ощущение их отсутствия, не правда ли?