Каламбурным называется стихотворение, в котором сочетающиеся строки рифмуются посредством либо омонимов, например, «напасть» как существительное и «напасть» как глагол, либо иных графических двойников, например, «удел» и «у дел». Внешне оно зачастую выглядит как классическая строфа, написанная четырёхстопным хореем, а тематически напоминает традиционную частушку. Несмотря на лексическое богатство, наш язык имеет в своём арсенале ограниченное количество омонимов и прочих сплошных созвучий. Это обстоятельство беспощадно загоняет каламбуриста в языковой тупик, где в отличие от других поэтов, пользующихся любыми рифмами, он добывает и изобретает только рифмы-близнецы. Вот почему в нашей поэзии так мало каламбуров, да и написаны они поэтом девятнадцатого века Дмитрием Минаевым и его немногочисленными последователями.

Ещё в юношеские годы я с интересом невзлюбил каламбурную лилипутку и загорелся реформаторским желанием её разнообразить. Она капризно не хотела писаться ямбом, но с годами привыкла даже к дактилю, амфибрахию и анапесту. Постепенно она перестала быть пустосмешкой, потому что научилась размышлять о жизни и смеяться навзрыд. Я взрастил её до восьмистишия и вдруг возвысил до сонета, который буквально продиктовался изнутри за одну ночь. Редкими (а иногда беспрецедентными) я считаю сонетный, миниатюрный, бесконечный, сплошные, рубайные и равнорифменные каламбуры.

 

Равнорифмицы (термин изобретён мной) – это необычные стихотворения со строчками-близнецами.

СЛОВЕСНЫЕ БЛИЗНЕЦЫ РУССКОЙ ПОЭТИКИ

Сплошной каламбур (или ультракаламбур) - это фонетически безупречная равнорифмица. Если удачной равнорифмии в поэзии очень мало, то упомянутого вида каламбуристики ещё меньше:

Поэтом уже

волхв орал,

поэтому же

вол хворал.

Тем не менее, они имеются:

Уста ли

устали?

У ста ли

у стали?

Для разнообразия привожу именной и едва ли не лирический образец:

До, ре,

ми, фа, соль,

ля, си тальянке.

Доре

миф, а соль

ляс итальянке.

Вот нечто подобное ещё:

О, держава я

оде ржавая,

Ире чистая

и речистая.

Под занавес не могу в очередной раз не склонить голову перед речевой подоплёкой, на которой в России возможны даже те сплошные каламбуры, которые являются одновременно палиндромами:

Им я

иранец

со сценариями,

имя

и ранец

со сцен ариями.

 

© khanmagomedovy

Создать бесплатный сайт с uCoz