Айдын Ханмагомедов. «Брызги из фиала». Дербент, Издательство «Типография № 3», 1996, 40 с.
Айдына Ханмагомедова нет надобности подробно представлять дагестанским стихолюбам, которые уже давно воспринимают его как поэта-новатора. Достаточно напомнить, что он является автором русских газелей, российских рубаи и хокку, акротелестихов и каламбуров, перевёртышей и неологизмов. Он обладает редким даром проникать в сердечные глубины и говорить о самом сокровенном искренне и доходчиво. Его искромётная лирика обжигает читательскую душу, облагораживает её и окрыляет. Филигранно владея техникой русского стихосложения, он порой предпринимает дерзкие попытки выйти за рамки традиционализма, чтобы облачить мысль в иные поэтические формы. «Брызги из фиала» – это восьмой сборник неофициального стихотворца, которому нынешней осенью исполняется полвека. Беру на себя смелость от имени многочисленных поклонников поздравить Айдына Асадуллаевича с наступающим днём рождения. Насим Тагиров, журналист
ИЗ ЦИКЛА «СЛУЧАЙНЫЕ ТРЁХСТРОЧИЯ» 1 Хокку – это по-японски три строки, в которых мысль строк на сто, а миг навеки. 2 Мы и овраг преобразуем в холм и смотрим на шпану, что наверху, как будто с пьедестала. 3 Талант тангует и под вальс, вальсирует под танго, но не под гимн как гений. 4 Прости коллегу, Афанасий Фет, чей сборник обменял я на махорку, а родину простим уже вдвоём. 5 Духовная российская граница не властью защищается, а мной, кто и невластен, и небездуховен. 6 Последняя не в алфавите буква, а в бесконечном имени «Россия» я личность, я поэт, я гражданин. 7 Шамиль затмил бы и Хаджи-Мурата, когда бы тот на яркую погибель не напросился, как на комплимент. 8 Не эмигрируй из меня, Россия, и сердце мне предательским поступком не сироти и не опустошай. 9 Гримироваться можно и под Зевса, но лишь не обезличиваясь, словно он сам загримирован под тебя. 10 Прощай, песнопевец Высоцкий, а неологизм «недопевец» и есть некролог о тебе. 11 Поёт Россия с ностальгиею, и я впервые слышу, как тоскует родина по родине. 12 От лавровенчанного блюда остались косточки бараньи, лавровый лист и пустота. 13 По весу он тяжёл, как бес, а вот по бесу, что в поэте, он слишком лёгок для меня. 14 Как российская раса без расистской России я как дух вне себя. 15 Ты видишь день, но он имеет тень, которую не видишь ты, а я улавливаю и оттенок тени. 16 Изнутри мы не знали его, за которого бились, и вот дали евнуху право жениться. 17 «Уже рукой подать», – ответил мне безрукий, сопровождавший нас. 18 Он тих как плач, она как смех у вербы, где и перевёртыш: он верба, но она бревно. 19 Две женщины и я любимы не любя и любим нелюбимо. 20 Влюблённые впали в любвизм и пьют из нательных фиалов вино поцелуйного цвета. 21 Опять «на все четыре» гонишь вон, хотя у мира шесть сторон, и в землю я кану, если в небо взовьюсь. 22 Мы соловей и свечка, мы мотылёк и роза, мы свастика любви. 23 Все трое мне шепчут о Трое: Парис, Менелай и Елена, которая нынче в Москве. 24 Я много раз в Ширазе не был, но каждый раз я не бываю в Ширазе будто в первый раз. 25 На сотни таборов, ах, поющих совсем неплохо, один лишь певчий цыган. 26 Наши души тоже говорят, только души женские с акцентом и на диалектном языке. 27 За убелённым окном снежная ночь как брюнетка с другом своим белобрысым. 28 Заря к утру как алое вино, что вытекло из треснутого неба, похожего на раненый фиал.
ИЗ ЦИКЛА «РОССИЙСКИЕ РУБАИ» 1 Рубай – это вспышка на пике куста, рубай – это миг с поцелуем в уста, рубай – это целая жизнь рубаиста и вся биография в четверть листа. 2 Цветут уста и завлекают как обычный, а не опиумный мак. Целуя их, не погружаюсь в одурь и умничаю с девой как дурак. 3 Не пей, поэт, и не блуди в стихах, раз трезвенник ты в жизни и монах. Не будучи способным трогать душу, не щекочи желудок мой и пах. 4 Мне чужд духан с заречным шашлыком, с заморским, а не русским коньяком и с юною танцовщицею Машей с запудренным у глаза синяком. 5 Старый луг зацвёл не напоказ, где давным-давно и только раз ты со мной под синевзорым небом, я над небом синевзорых глаз. 6 Забудь про лифчик, милая, и будь в бюстгальтере, который высит грудь, не покрывает, а приподнимает и даже рекламирует чуть-чуть. 7 О девица, будьте мне незнакомкою без «не» из любви не к незнакомцу, а к словесной новизне. 8 Люблю тебя, как свечка мотылька, всей пламенной душою, но пока не лезь мне в душу, чтоб не опалиться, люби с подножья, а не свысока, 9 Зачем о ширазке ты пишешь муру и просишь чадровую сбросить кору? Уж если ты в силах заглядывать в душу, то глянь по-есенински и за чадру. 10 Целована лишь гениями муза, а все таланты для неё обуза, я целовал в уста её и грудь, а редкий гений вправе и под пузо. 11 Ей всласть и качка, но плевки мои она лишь с чудом сравнивает и святится под плевками окрылённо на пике счастья, в полузабытьи. 12 На близость с нею снимется табу, коль расшифруешь ты, но не судьбу, а просто женской сути закорючку, которая как златопись на лбу. 13 После чая, милая моя, из обёрток платья и белья вынься, как из фантика конфетка, как сосулька к чаю бытия. 14 Непевчий мотылёк-самоубийца, ты выше, чем пернатая певица, которой и до солнца высоко и до свечи, увы, не опуститься. 15 Серый ум у вас, кума, а цветистого нема, вы без зауми и как бы без изюминки ума. 16 Я не кивнул в ответ вельможе, поскольку он из лужи в ложе, о чём свидетельствует грязь не на ботинках, а на роже. 17 Мой юный друг, об этом и о том толкуешь ты разумно с мудрецом, которого не понимаешь, ибо он говорит двуумно об одном. 18 Рубаисту на четыре строчки мысли не хватило, а не ночки, ибо мысль мыслишкою была и кончалась далеко до точки. 19 А. Фарухову Будь немного осенним средь лета, но без умысла только и где-то средь бесчисленных жёлтых дождинок будь дождинкой нежёлтого цвета. 20 Свали-ка, Россия, на чашу весов генсеков с останками их же томов, на чашу другую поставь для сравненья Серёжу Есенина с парой стихов. 21 Д. Гусейнову Ты приходил в опальный дом поэта как весть о том, что песнь моя не спета, и каждый раз мне облегчал побег из быта, из неволи, из-под вето. 22 Я тайно обзавёлся шалашом, чтоб изнутри утробным малышом будить Россию, в ком уже не стыдно и впроголодь мне жить, и нагишом. 23 Пиши, малыш, многострадально, исповедально и фатально, чтобы потом из-под земли трясти землян высокобалльно. 24 Без подтекста, о муза, и ты не мила и художника длань не синоним крыла, будь, как лунная полночь, почти белобрыса и, как хмурое утро, не очень бела.
ИЗ ЦИКЛА «ВЕРЕНИЦА ЧЕТВЕРОСТИШИЙ»
ПИСЬМО Пари душа, и не чуждаясь риска, венчай стихами прозаичный свет, кому я адресован, как конверт, в котором ты крылатая записка.
ИНЦИДЕНТ Я ворвался хищным зверем в самого себя, как в терем, где себя же растерзал, но и раны зализал.
КАЛАМБУР Не уготовано поэту ни по другую, ни по эту твою сторонушку, черта, для лёгкой жизни ни черта.
НЕКРАСОВУ Прими, поэт, как пулю в лоб, ответ на свой вопрос: в России весел русофоб, вольготен антиросс.
НАДРУБЛЁВОСТЬ Я и греховней Врубеля, и праведней Рублёва, когда иду под рубль я, но мыслю надрублёво.
ПОДАЧКА Как траурна древняя тишь, твердящая к полночи строго, что жизнь не подарок, а лишь подачка хотя и от бога.
ВРОДЕ ЭПИТАФИИ Я изначально как поэт, отвержен вами, и обкраден, и всё же не сведён на нет как эта кисть без виноградин.
НАСЛЕДИЕ Останутся не строчки-выкрутаски, а строчки, что сражают наповал, которые не бог продиктовал, но созданы не без его подсказки.
В ГРЯЗИ Высовываясь для показа и затмевая всё вблизи, блестело золото в грязи, в которой не было алмаза.
НОВАЯ ПОГОВОРКА О родина, лишь ты одна на свете, опровергая поговорку вновь, в душе моей умеешь сеять ветер и пожинать не бурю, а любовь.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Былой поэт, былой поэт, а швы на каменной сорочке, которую надел Дербент, не ваши ли немые строчки?
ОДИНОКОСТЬ Дербент – бездругий уголок, где я как с другом близким как будто отбываю срок с Бестужевым-Марлинским.
ПУСТОЙ НОМЕР Набрал я номер Лазаря Амирова, забыв, что он в Израиль эмигрировал, а может быть, уже и в мир иной. Ах, что со мной? О, Лазарь, что со мной?
РУСЬ И совесть у неё, и стыд, и светлая тоска. Люби её за смех навзрыд, где плач исподтишка.
ДВОРЯНСКИЙ НАЛОГ Не государству я плачу налог, а родине, и не рублём, а кровью. Но фининспектор, склонный к пустословью, меня никак уразуметь не мог.
ОСЕННЕЕ НАЗИДАНИЕ Депутатка-осень, как на небе синь, замути нам очи, души покручинь. Золотые листья, травы и цветы, как любой чинуша, укради и ты.
ОБРАЗ Ты на меня с креста глядишь как будто с пика, где и молчат уста, и тишь слышнее крика.
МЛАДШИМ РОВЕСНИКАМ Земная жизнь, а до неё утробная, а за земною будет и загробная, но у меня была и дозачаточная, загадочная жизнь, полуразгадочная.
ЗАКАДЫЧНЫЙ КУПЛЕТ Эх, напиться бы в шашлычной, где внезапная тоска о подруге закадычной как клинок у кадыка.
ЮБКА С пренебрежением к тряпью давай, дитя моё, мы в слове «юбка» букву «ю» заменим буквой «ё».
НАТУРЩИЦА Она превыше всяких слов не с шапки до сапог и не с дублёнки до трусов, а с головы до ног.
НЕ БОЙТЕСЬ! Когда в ночи возникну, как кинжал, который убивает наповал, не бойтесь и не будьте осторожны, я к вам явился, милая, как в ножны.
ЗОВ На погосте пустынно, но слышится зов, будто там под землёй по старинке мертвецы окликают наземных жильцов, по которым справляют поминки.
ПАМЯТИ ЦВЕЙГОВ И Цвейг мне дорог, и его жена в супружеских объятьях после яда. А ты однажды ночью как она пошла бы мужа провожать до ада?
КАЛАМБУРНЫЙ АВГУСТ Вот и входим в август, ой, в лес не редкий, а в густой, где с осины не Иуда ли свис без ропота и удали. Август путаней узла, как добро в плену у зла, у него цветы под ножками, часто схожие с подножками.
МАРИЯ Как безденежный бард, я и в мае осенник, для кого листопад золотистее денег. Да и ты не нутром, а извне деньгоманка, в ком невидимым дном изнывает изнанка. Я задумчив, как ночь, ты светла, как берёзка, и к тому же точь-в-точь богоматери тёзка. Снова громко молчишь, как во мне одностишье, и наводишь на тишь, за которой затишье. Снова в денежный блуд уползаешь крылато, чтоб под тосты Иуд богохульствовать свято. Всюду ночь и покой, а себя не уйму я, всю Россию с тобой, как заика, рифмуя.
ВДОГОНКУ Лётная погода радужной дугой, так что прочь отсюда пущенной стрелой. Долети до хаты, что за три версты, где вчера с другою целовался ты. Ой, не сердце стонет, плачется не мне, то роса шальная нынче на окне. Для меня разлука просто трын-трава, то стреле вдогонку стонет тетива.
ШАРЛАТАНКА Обнимала будто танговала в одичалом цветнике, где роса как брызги из фиала и светляк на светляке. Опасалась, видимо, супруга, как внезапного ножа, но была, как девочка, упруга, ненасытна и свежа. Что ей нож, взметнувшийся над танго и над нею в цветнике, если это полночь-шарлатанка с тонким месяцем в руке.
В АЛЬБОМ У вас лазурные глаза, способные без шутки восприниматься спьяну за лесные незабудки. У вас уста похожи на застывшие на лике две струйки алого вина из дикой земляники.
ДАМСКИЙ СОНЕТ В полночной лодке, словно в колыбели, Отчалю, и взмолюсь, и зареву, И, бросив в воду вёсла, поплыву По быстрому течению без цели. Коль буду я услышана тобою И ты возникнешь вдруг на берегу С ответом на последнее ау, То я взовьюсь над собственной судьбою. На голос твой и не во имя счастья, А просто так из лодки роковой Я выброшусь до встречи со скалой И приплыву опять в твои объятья. Но где ты? Где же? Вырви поскорей У смерти жертву, мчащуюся к ней.
НИМФЕ Мне в дружном дуэте не с вами поётся разлучно и сольно, что очень не нравится даме, которой от этого больно. Дарю ей за строчкою строчку и грею под танго устами. И всё-таки мне в одиночку танцуется в паре не с вами.
КАЛАМБУРНЫЕ РИФМЫ Куда её ни день, она на берегу, её не первый день я в сердце берегу. Она дитя почти и утренняя рань, которую почти, гуляка, и не рань.
ГРАМОТЕЯМ Для вас ли русский язык и эховость русского слова? Приблизьтесь к звукам впритык и вы не учуете снова, то ль эхом раздастся «эх», то ль «эх» продиктуется эхом. Для вас и завет не ветх, хоть речь о завете о ветхом. Для вас в землице морковь не евнуха часть и не клизма, у вас в словаре любовь любвистики без и любвизма. |
|
© khanmagomedovy |