Айдын Ханмагомедов. «Против течения». Махачкала, Дагкнигоиздат, 1990, 32 с.В поэтический сборник «Против течения» вошли стихотворения, которые в застойный период либо не публиковались вообще, либо искажались цензурой.
АВТОГРАФ ЧИТАТЕЛЮ Так тускло светят светлячки, так медленно влачатся дроги, что можно только полдороги пройти по улице строки. А там, где клочьями побед сияет истина над ложью, всё стелется по бездорожью кровавый семафорный след. И потому в словах моих найдёт алмазы и рубины лишь тот, кто сам до сердцевины в прочитанный ворвётся стих. И вечно начатый уже, и вечно превращённый в клочья, пусть он тоскою многоточья в твоей продолжится душе.
ГЕНИЙ Поневоле приземлялся, чтобы сеять смуту в обществе и хмель, чтобы против косности и злобы в одиночку выйти на дуэль. Проклинался отчей стороною, запирался дома, но и там отвергался верною женою, кочевал по временным углам. За его подтекстом и межстрочьем чудились вторые меж и под. Дали кличку «идиот», а впрочем, он делил её на «иди от». Говорил, что губят, ибо любят, убивают, чтобы воскрешать. Был, как лес, который вечно рубят, а пощады не от кого ждать. Перед власть имущею оравой не мельчал ни телом, ни душой. Не писал стихи рукою правой от природы будучи левшой.
НОЧЬ Ой ты, чёрная ночь – перелётная спутница жизни, я заждался тебя у напудренных снегом берёз. Где так долго была ты? В какой обитала отчизне? И откуда в глазах затаённые отблески гроз? Я в дневной суете поистратил на выстрелы мимо слишком много души, расплескавшей былую лазурь. Но познанье себя только в темени осуществимо, и порой слепота – это взгляд, обращённый вовнутрь. Ой ты, чёрная ночь – и невеста моя, и судьбина с омрачённым и, может, от этого мудрым лицом, сдвинув лучшей строки моей оба конца воедино, этот обруч тебе я дарю обручальным кольцом.
ВЕСЁЛЫЙ РОМАНС Чтобы время летело быстрей чтоб звенели минуты безделья, весели и меня, и гостей, но от песен не требуй веселья. Я люблю твой раскатистый смех, нецелованность уст и румянца. Я смеюсь музыкальнее всех, только песни не смеют смеяться. Если даже со мною беда, если даже во всём неудача, я могу улыбаться всегда, только петь не умею не плача.
БЕГЛЕЦ Поэты здесь рабы, а не поэты. И муть небес обманчиво чиста. Чеканит ночь фальшивые монеты из бронзы пожелтевшего листа. Но ты ушёл, и сонные кварталы обрамили дорогу на перрон. И ведали, догадываясь, шпалы, куда далёкий путь твой проторён. Попутный поезд на второе утро остановился, чтоб уйти назад. Там, на конечной станции маршрута, сошёл ты, рад поездке и не рад. Сошёл и замер на пустом вокзале, как будто из того конца земли тебя сюда просили, приглашали, ну а встречать забыли, не пришли.
АХ… Звуковою вспышкой на губах возникало «ах» и исчезало, словно голос, спрятавшись впотьмах, ударял кресалом о кресало. Я давно влюбился и не вдруг в это стооттеночное слово, где восторг, страданье и испуг искони живут надъязыково. Инстинктивно ахаю в стихах, что бы это ни обозначало. Но однажды осенило: «ах» не мои ли два инициала?
НА ГУЛЯНЬЯХ На массовых гуляньях не в Дербенте участвую и убеждаюсь я, что слишком мало мужиков на белом свете и слишком много разного бабья. Лицо и грудь открыты, как витрина, а взгляды, как пальба по господам. Неважно, фрау или синьорина, ханум иль пани, леди иль мадам. Гуляют молодуха и старуха, и с небосклона устремляя взор, как высокопоставленная шлюха, глядит Венера на земных сестёр.
ПУШКИНСКИЙ ЗАВЕТ Две даты нам даны: рождения и смерти, меж ними и черта, похожая на путь, который я уже прошёл на белом свете и ты, о друг живой, пройдёшь когда-нибудь. Не думай о конце, но помни о кончине и памятник себе нерукотворный строй. Две даты нам даны с чертой посередине и что-то там ещё за гробовой чертой.
СВЕЧА Задув огонь, я сохраню свечу, но только света я лишусь за это. Избрав же свет, свечою поплачусь, тогда не будет ни свечи, ни света. Иль скупердяем стать, чтоб жизнь продлить? Пассивно тлеть и впредь не загораться, не греть посильно, а чуть-чуть теплить, не быть самим собой, а притворяться. Не прекословить, не рубить сплеча и делать всё, пасуя перед тьмою, чтобы души извечная свеча вдруг сделалась аптечною свечою. Нет, всё же множьтесь, славьтесь на земле, горящие, светящиеся свечи – преемники вчерашних искр во мгле, костров грядущих яркие предтечи. Когда плывя по дружеским плечам, уйду, скажите, но без сожаленья: его огонь от тьмы отрёкся сам, свеча горела до самосожженья.
ЛЖЕПОЭТУ Ты Союза писателей член и живёшь без забот и печали, но меня в стихотворстве едва ли ты достигнешь хотя б до колен. Ты умышленно русский язык искажаешь в речах и беседах, потому что на русских поэтах выезжать лицемерно привык. Если уж говорить напрямик, я тебя, и не будучи в раже, и твоих переводчиков даже уложу на лопатки за миг. Вечный автор неизданных книг, я рассыпан в газетах построчно и на зависть тебе долгосрочно в чьи-то юные души проник. Ах, хотим того иль не хотим, мы сегодня в грядущие дали до поры по одной магистрали и единственным поездом мчим. Ты в купе, улыбаясь судьбе, я на крыше, рискуя разбиться. Но тоскует по мне проводница – та, что с чаем приходит к тебе.
ДИКАРКА Девочка с распущенной косою по спине, по бёдрам и до икр, за твоей порочною красою я по лесу рыщу, хоть не тигр. Ты хитрей, но я сильней и прытче и в конце ведущей вглубь тропы убеждаюсь в святости добычи, низвергаю домыслы толпы. Величава до и после блуда, ты садишься на колени мне, и коса распущенная – будто сложенные крылья на спине. Долго машешь мне с опушки, словно реешь над толпой и надо мной. Если раньше без вины виновна, то теперь невинна и с виной.
САД Мой раздевающийся сад молчит, как ты, изнемогая. Он это делает стократ, а ты впервые, дорогая. Тепло и томно заодно и пахнет в воздухе айвою, хотя последний плод давно здесь сорван с жадностью тупою. От этого, наверно, мне печальнее с осенним садом, но только с ним наедине, а не теперь, когда ты рядом. На жёлтом ложе из листвы белеет грудь твоя несмело, как две душистые айвы на ветке трепетного тела.
ЛЮБОВЬ Я в окошко уставился, но даже след твой простыл на морозе. Воробей в лошадином навозе отыскал овсяное зерно. Только юркий, смешной воробей в этот раз для меня не потеха. Ты ушла, но оставлено эхо полудетской обиды твоей. Наша встреча и ночь – невсерьёз, я их выну, подобно занозам, из души, что сейчас под наркозом слишком свежих объятий и грёз. Я не жду тебя, но невзначай ты приходишь, как музыка, плавно, хоть на мёрзлом окошке недавно нацарапала ногтем: «прощай».
БЕЛЫЙ ТАНЕЦ Пусть играет оркестр, призывая метаться всех попарно влюблённых в ночи, научи ты меня оторваться от танца и тебя позабыть научи. Не влюбляй стихотворца в дразнящее тело ангелицы шестнадцати лет, вдохновляя его так умело и смело на греховно-молитвенный бред. Заплетутся певучие строки в странице, словно нити в незримую сеть. Будет плавная музыка литься, и птицы приумолкнут, не смея запеть. А пройдут ещё вёсны, подобные мигу, мча земное к небесной черте – жизнь твоя превратится в великую книгу о ниспосланной нам красоте. И раскроешь её ты и взглянешь украдкой, как мечусь я в незримой сети на странице шестнадцатой гладкой закладкой и фатальной закладкой… прости.
ЭКСПРОМТ На восемнадцать миллионов пижонок больше, чем пижонов, и тропка в загс не коротка. Вот почему, увидев в паре тебя с супругом на бульваре, я был шокирован слегка. Ты незаметно для партнёра в меня метнула искру взора поверх гуляк и трепачей. И я успел поймать улыбку, как будто золотую рыбку, в глубоких прорубях очей.
РОГОНОСЕЦ Ты богат рублями и вещами, а душою пакостен и нищ. Ты мою любовницу ночами задницей супружеской теснишь. По утрам тебе и кофе сладкий, и еда на весь широкий стол, чтобы ты, медлительный и гадкий, поскорей нажрался и ушёл. За тобой, как птица без названья, вылетает следом и жена. Ей навстречу мчится на свиданье полуангел, полусатана. Ты ей даришь бисер, но не звёздный, серьги, а не месяца серьгу. Ты живёшь ползком, как жук навозный, а поэты гибнут на бегу.
ТЕРЕМ Зазывал на шуры-муры откровенный человек. Были б длинными купюры, будет длинным и ночлег. Там и царские капризы сразу удовлетворят. Будут блюзы и стриптизы, блага всякие подряд. Там и трапеза по вкусу, и постель белым-бела, и готовая к укусу кайфоносная игла. Вам в цветастой упаковке раем явится земля, но от первой сторублёвки до последнего рубля.
ВЕЧЕР Осень ли подкралась рановато, лето укатило ли спеша, только беспредельная когда-то съёжилась озябшая душа. За окном под серым небосводом теребят гитару сыновья. Разнополым заняты народом подворотня наша и скамья. Девочки тоскуют, но подспудно, чтобы не заметили юнцы. На мгновенье мне поверить трудно, что гожусь я девочкам в отцы. А потом приходит снова скука, ни желанья в сердце, ни огня. Ах амур, стреляющий из лука, поохоться, милый, на меня.
СВЕТ Твой образ, сгинувший в тумане, был больше, кажется, чем мил. Он душу трезвую дурманил, он мысли здравые пьянил. Он возникал без промедленья, сражал сомненья наповал и мне в минуты онеменья слова для песен диктовал. Кому-то в дар за поклоненье, видать, послал его с небес тот, кто однажды от забвенья воспрянул духом и воскрес. Ах, не за тем ли, в самом деле, рвалась ты к небу напролом? Но очи дивные горели земным и горестным огнём. На свет, чарующий навеки слияньем счастья и тоски, слетались чудо-человеки, плелись бескрыло мужики. И тем, и этим без разбора была ты верным маяком. Я знаю, чем ты станешь скоро… но я сегодня не о том.
ДЕВИЧЬИ ПЕСНИ 1 Здравствуй, здравствуй, дух мятежный, то неласковый, то нежный, тот, на посвист чей небрежный, я, как эхо, отзовусь. Кто сказал, что отзвенели наши песни и метели? И у смерти на прицеле я их вспомню наизусть. А когда, идущий дальше, ты края покинешь наши, я с тобою, путник, даже и тогда не разлучусь. Лишь когда разлука-бездна вдруг возникнет повсеместно, подтолкни меня любезно, я не дрогну и сорвусь.
2 До свиданья, дух мятежный, то серьёзный, то потешный, с кем не сделаться всегрешной было высшим из искусств. Ведь на том на брачном ложе, что с красивой плахой схоже, казнено не мало всё же и твоих, и чьих-то чувств. Вновь походкою бескрылой я вернусь в мой дом унылый, где жених румянорылый ждёт с утра меня – и пусть! Я к его груди постылой вдруг прижмусь со всею силой и безадресное «милый», плача, выроню из уст.
ВСТРЕЧА Я наблюдал, как осенний погром бродит среди тополей. Вдруг на макушечный аэродром сбросил помёт воробей. Тут-то, вонзившись, остался в спине твой усмехнувшийся взор. Ты обезвредила мину на мне, как добровольный сапёр. Я пожонглировал парочкой фраз сладких, как мёд сатаны. Девушка – женщина ненапоказ, осень – изнанка весны. Фрейдовским росчерком чуда-пера мы срифмовались, и нам стала заглавьем любовь до утра, автором – ночь пополам.
ПОКА ЖИВЁТСЯ Почему, разрушив старый и построив новый план, я веду тебя сегодня не в театр, а в духан? Потому что там, на сцене, пьют фальшивое вино, а у Яшки-иудея настоящее оно. Пей, подруга, исцеляя жизнь от скуки и тоски, орошай целебным соком эти губки-лепестки. Да и сам я выше духом, если сердце во хмелю, и люблю тебя сильнее, откровеннее люблю. Эта жизнь с её дарами нам для радостей дана, в том краю, где все мы будем, нет ни Яшки, ни вина.
ПЛОВЦЫ О бурное, как жизнь, течение реки! Ты всё уносишь вниз: суда и челноки. И все плывут, плывут послушно по тебе туда, где есть уют, обещанный толпе. И только я один стою на берегу, и та же мысль, как клин, сидит в моём мозгу. О дай мне, боже, прыть и силу воли с тем, чтоб мог я против плыть или не плыть совсем.
|
|
© khanmagomedovy |